ШАОЛИНЬ-СЫЦЮАНЬ
Полное название этой самой знаменитой в мире школы боевых искусств таково: Шаолинь-сы цюань-шу, что означает «Искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса».
Одна из сутей ушу — освоение некоего пространства, которое кроется за видимой оболочкой вещей. Это Дао, либо Великая Пустота. Оно не осязаемо, не постижимо логическим мышлением, запредельно. Это некий загадочный двойник реальности, более значимый, чем она сама. Неважно, через какую философскую систему или школу ушу ученик постигает его, — главное, чтобы существовал «истинный учитель», способный передать Учение.
Обучение шаолинь-цюань складывается из освоения четырех больших разделов. Первый из них — это одиночная работа голыми руками и ногами (цюаньшу, или цюаньфа). В этот раздел входят многочисленные базовые и подготовительные упражнения, основные удары и защиты, передвижения и стойки, акробатические элементы, а также более 40 различных таолу.
Второй раздел шаолинь-цюань, это парная работа, подразумевающая отработку базовых ударов, блоков, связок в паре с партнером, парные таолу, а также свободный бой (саньда).
Третий раздел — искусство владения восемнадцатью видами традиционного китайского оружия: монашеским посохом, копьем, длинным шестом, прямым мечом, изогнутой саблей, цепью, костылем, мотыгой и т.д.
Четвертый раздел включает дыхательно-медитативные упражнения, направленные на развитие умения управлять ци. Цигун имеет оздоровительный мягкий аспект, в период занятий которым бойца учатся правильно дышать и проводить ци по каналам цзиньло, правильно расслабляться, управлять своим психоэмоциональным состоянием.
Другой раздел — жесткий — нацелен на закалку тела и ударных поверхностей, в результате чего боец становится нечувствительным к боли. Благодаря практике цигуна, бойцы шаолиньского стиля умеют защищаться и нападать с использованием не только силы мышц, но и внутренней силы цзинь — энергии ци, соединенной с импульсом, идущим от костей, и с волей. Это высший этап постижения шаолинь-цюань.
Техника шаолинь-цюань одна из самых богатых и сложных среди всех стилей ушу. Она включает много вращении корпусом, подсечек, захватов, бросков, ударов различными частями руки — кулаком, ладонью, «лапой тигра», «орлиным когтем», «глазом феникса», «лапой барса», «глазом дракона», «лапой медведя» и т.д. Даже для поверхностного описания всей шаолиньской техники потребовался бы многотомный учебник.
Обучение шаолинь-цюань всегда начинается с базовой техники (цзибэньгун) — способов разминки, подготовительных и подводящих упражнений. На их основе объясняется потом само понятие «прием» — чжао. Прием — это не просто отдельный блок или удар, это движение, состоящее из ряда отдельных частей. Например: прием «два дракона выходят из воды» — удар локтями в разные стороны, производимый в стойке мабу (всадника); «свирепый тигр вырывает сердце» — стремительный прыжок вперед с прямым ударом кулаком в живот. Шаолиньская техника включает несколько сот таких приемов, объединенных в десятки таолу. Но все они подчинены одним и тем же требованиям. Поэтому, если понять базовые принципы хотя бы на одном таолу, то все остальные приемы станут гармоничной частью единого целого.
Шаолинь-цюань подразделяет технику на пять способов или методов (фа). Это методы движений глазами, телом, руками, ногами, а также управление психическим состоянием. Одно из шаолинь-ских пособий говорит об этом так: «Сердце должно быть чистым, взгляд должен быть ясным, руки должны быть стремительными, позиции должны быть низкими, стойки должны быть непоколебимыми». Казалось бы, нет ничего сложного в такой рекомендации, но она может стать путеводной, ибо на практике зачастую ни одно из этих требований не соблюдается. А это значит, что здание техники стоит на шатком фундаменте и может рухнуть в любой момент. Иными словами, вместо нее есть только видимость, декорация.
В шаолиньской школе насчитывают не менее сотни основополагающих принципов. Часть из них относится к уменению управлять своим телом, другие помогают регулировать работу сознания. Например, десять принципов жесткости описывают методы боя с противником, который слабее вас, тогда как десять принципов мягкости учат, как победить противника, который сильнее вас. Десять принципов узнавания подсказывают, как можно оценить силу и умение противника. Существуют и десять принципов доброты — определенные предписания, в соответствии с которыми следует проводить поединки с товарищами по школе, дабы не причинить им вреда.