БУЗА
Самым важным, фундаментальным теоретическим
принципом "Бузы" является отказ от жестких форм - приемов и ударов.
Работа проходит по определенным канонам - принципам, которые гарантируют успешное
действие.
Невозможно заранее подготовить приемы на все ситуации, которые подстерегают
нас в жизни, но можно научить "тело думать", т. е. находить выход
из складывающихся внезапных ситуаций. Это достигается многократными упражнениями
по использованию принципов в неожиданных ситуациях. На тренировке ставится тактическая
задача и не оговаривается от какого именно удара будет защищаться боец, атаки
не должны повторяться. Когда приходит овладение грамотной импровизацией, бойцу
все равно каким способом на него будут нападать.
Особое, собственно "Бузовское", в технике - это прежде всего "пьяность".
На фоне общего расслабления и особого психофизического состояния боец двигается,
напоминая движениями подвыпившего человека, движения выглядят разбалансированными
неуправляемыми, чередуются хлесткие всплески с медлительными покачиваниями.
В технике отсутствует понятие стоек, т. к. считается,
что движения не должны прерываться. Существует представление о двух крайних
положениях тела. Это максимально раскрытое "петух" и максимально закрытое
- "медведь" - "рамка". Первое движение характеризуется выплеском,
второе - генерацией энергии. Перемещение осуществляется по инерции, если нога
движется наружу, то ставится на пятку, если внутрь, то на носок, если движется
строго вперед и строго назад, то положение стопы произвольное - в зависимости
от ситуации. Нанесение удара часто сопровождается топаньем. Боец должен отдавать
матери - сырой земле свою энергию через топанье, за что она воздаст сторицей
тут же.
Еще одна особенность: движения должны быть экономичны и функциональны, не должно
быть движения ради движения.
Очень важным является понятие о складывании движений или "волна".
В момент любого действия должен быть вовлечен весь организм как целостная система.
Защита - это способ избегнуть поражения. В "Бузе" отдается предпочтение
уверткам, во время которых боец выходит из плоскости, в которой противник проводит
атаку, а следовательно, избегает поражения.
Другой способ защиты - фехтование на руках и
ногах, Когда ударом "пересекаешь" удар противника. Не блок, а такой
способ защиты, когда одним и тем же движением и удар наносишь, и пресекаешь
атаку.
Контратакуют противника на его же движении, обращают силу его движения против
него самого: либо ставя ему "подставки" (локоть, колено, кулак и т.
д.) на встречном движении, на которые он "нарывается" и "разбивается",
либо выходят из зоны поражения и движениями, сонаправленными с движениями противника,
развивают идею его атаки до абсурда, в результате чего он либо просто падает,
либо разбивается о подставку. Обычно эти действия сочетаются.
Существуют два вида поединка: бой игровой и
бой реальный, "увечный". В бою игровом используются "пересекания"
и увертки без подставок, исключается направленный вход броском - "сшибка".
Бой реальный направлен на уничтожение противника, выведение его из строя и не
случайно носит название "увечный". В нем используются максимально
эффективные и минимально энергоемкие способы поражения.
Удары делятся на две основные группы: 1) направленные
вовнутрь (закрывающие) - "запашка" и 2) направленные наружу (открывающие)
- "отмашка".
Удары ногами строятся по тем же принципам, единственное, о чем следует сказать,
это то, что ногами не принято бить выше солнечного сплетения. Это не значит,
что высоко ударить при необходимости нельзя - можно, но предпочтение отдается
невысоким ударам.
Своеобразна работа ногами "в ползунках" - бою на нижнем уровне. Здесь
многие движения совпадают с "коленцами" из русской и украинской народной
пляски, руки служат больше для защиты, а ноги для контратаки. Удары наносятся
в пах, голень, колено - не высоко, но травматично. Вместе с нижним боем "ползунки" включают в себя прыжки, тоже встречающиеся в пляске, но они выполняют больше
вспомогательную функцию и используются редко.