СИНЬ-И-ЦЮАНЬ
(кулак формы-мысли)
Широкоизвестный «внутренний стиль» китайского ушу, один из трех знаменитых стилей Уданских гор. Его появление легенда относит к периоду между 1637 и 1661 годами, и связывает с деятельностью некоего Цзи Лунфэна, якобы развившего теоретическое наследие знаменитого полководца и мастера рукопашного боя Юэ Фэя (1103—1141). Затем он передал свое учение трем ученикам — Ци Чжу, Ма Хуэли и Цзяо Циу, от которых берут начало три основные школы: в провинциях Куангси, Хунань и Шанси.
В отличие от стиля Багуа, где приложение силы идет по горизонтали за счет энергии скручивания и раскручивания, в Синь-И сила прикладывается по вертикали в трех уровнях, а движения характеризуются большей жесткостью. Долгое время странствующие по Китаю купцы наиболее охотно набирали охрану из бойцов этого стиля.
Базовая техника школы включает в себя пять видов атакующих действий:
1. Расщепление. Энергия удара резко взмывает вверх и опадает.
2. Пробивание. Энергия проходит стадии расширения и сужения.
3. Бурав. Энергия изливается ввинчивающейся струей.
4. Глушение. Энергия исторгается подобно выстрелу
из ружья. 5. Пересечение. Энергия при ударе изливается вперед
по дугообразной траектории.
Это нашло отражение в технике кулачных ударов: рубящий кулак, отражающий кулак, сверлящий, пушечный и поперечный.
Тактика движений Синь-И основана на четырех позициях: подъем (изготовка), ввинчивание в оборону, приседание, поворот.
Многочисленные «тао» Синь-И, состоящие из десятков движений, подразделяются на 12 различных звериных стилей: «Дракона», «Тигра», «Обезьяны», «Лошади», «Ящерицы», «Петуха», «Ястреба», «Змеи», «Орла», «Медведя», «Ласточки» и «Устрицы». Причем последователь этой школы должен владеть всеми 12 стилями. Такой богатый арсенал предполагает, что при встрече с противником ему будет дан отпор в выгодном для обороняющегося стиле.