АРНИС
ДЕ МАНО
В переводе с испанского - "защита рукой", боевое искусство филиппинцев. На государственном языке Филиппин - тагальском, он называется "эстокада". Оба термина обозначают технику боя с одной или двумя палками в руках, являющуюся составной частью "эскримы".
Существуют 4 основных варианта использования палок:
- Соло бастон, или техника работы одной палкой;
- Синавали, наиболее известная и популярная техника работы двумя палками одинаковой
длины;
- Эспада-и-дага, работа двумя палками, но разной длины (одна из них имитирует "шпагу", другая - "кинжал");
- Арнис кавайян, работа с длинным шестом.
Палки делают из пальмового дерева либо из бамбука. Их длина находится в пределах
70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются они "бастон" или
"мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал) имеют
длину 30-40 см. Шест обычно равен по длине двум "басто-нам".
Традиционный арнис учит самозащите, метод которой сводится к тому, что сначала
поражают палкой суставы вооруженной руки противника, а затем наносят несколько
ударов ему в голову или в корпус.
Обучение арнису разделено на 3 этапа, напоминающие этапы обучения каратэ (кихон,
кихон-ку-митэ и дзю-кумитэ).
Итак, ПЕРВЫЙ этап называется "муэстрасьон", или "пандалаг". Здесь изучают правильный хват палки (надо держать ее так, чтобы со стороны кулака она выступала на 8-10 см, этот "выступ" используют для захватов и для ударов на ближней дистанции), пять основных типов ударов, а также различные способы защиты от них. Очень большое внимание уделяют отработке правильной техники передвижения. С этой целью ученики долго ходят по деревянным дощечкам, образующим треугольники со сторонами в 38-40 см (напоминает китайскую практику хождения по деревянным столбам, вкопанным в землю). Так осваивается система уходов с линии атаки, и комбинации ударов и блоков одной палкой. Затем изучают технику обороны и нападения двумя палками одновременно.
На ВТОРОМ этапе, называемом "санга ат па-тама", или "сомбра табак",
работают в паре. В основном, проводят учебные схватки, во время которых отрабатывают
стандартные комбинации и связки приемов. Работа на этом этапе выполняется "в
стук", поскольку задача ученика не в том, чтобы попасть палкой по противнику,
а в правильном и четком усвоении комбинаций ударов. Скорость и сложность приемов
постепенно возрастают.
ТРЕТИЙ этап ("ларга мутон", либо "лабунанг тотоханан") -
это вольный учебный бой, в процессе которого ученик вырабатывает свою собственную
манеру ведения поединка, подбирает наиболее подходящие для него комбинации и
приемы. И, что очень важно, старается достичь максимальной скорости действий
как одной, так и двумя палками. В вольном бою можно бить куда угодно. Помимо
ударов палками, на ближней дистанции проводятся удары локтями, коленями, ступнями
и головой. В прошлом протекторы в вольном бою не использовались, но сейчас обязательны
плотные краги на руки, защищающие их от запястий до локтей, и шлем-маска на
голову (типа маски японского кэндо).
В современном арнисе проводятся соревнования, где схватку судят трое судей (один
на площадке и двое боковых), а наиболее опасные приемы запрещены. Там нельзя
атаковать выронившего оружие, добивать упавшего, поражать пах и лицо, нельзя
также пускать в ход локти, колени, голову. Короче, это уже спорт со всеми его
ограничениями. Разумеется, такой поединок разделен на раунды, тогда как в прошлом
он шел без перерывов, до явной и убедительной победы одного из участников.
В арнисе наших дней получили наибольшую известность следующие стили:
- Арнис модерно (современный арнис), основанный в 1957 году мастером Реми Амадором
Пресасом. Он учился у своего отца, Леона Преса-са, потом у Родольфо Монкаля,
затем у Тимотео Маранга (учителя Р. Монкаля) и, наконец, у Ве-нансио Бакона
(учителя Т. Маранга). Их технику он соединил между собой, переосмыслил и творчески
развил. В ней много теперь ударов открытой рукой, кулаком, ступней, локтем,
коленом, а также довольно много бросков и удушений;
- Эскридо, стиль, основанный Какоем Канэт в конце 50-х годов. В этом стиле используется
только одна палка (соло бастон) длиной 30 дюймов (76,2 см). Приемы традиционного
арниса К. Канэт дополнил элементами дзюдо и каратэ до, отсюда и суффикс "до" в названии системы;
- Сикаран, популяризируемый Дэном Ино-санто, филиппинцем, давно живущим в США
и широко известным как друг, ученик и последователь Брюса Ли. Иносанто пропагандирует
работу двумя палками (синавали);
- Самаханг, развиваемый группой филиппинцев в районе Манилы (столицы государства
на самом большом острове Лусон). Этот стиль ставит своей целью сохранение классического
арниса, без каких-либо заимствований из других видов единоборств, и без превращения
его в спорт.
- Пекити тирсиа, созданный Леоном Гадже и Томом Бисио. В этом стиле главный
акцент сделан на спортивный поединок в полный контакт с использованием целого
комплекта протекторов (маска, краги, накладки, жилет, футы.
А всего на Филиппинах и за пределами этой страны известно сейчас около 100 различных
стилей арниса