Альфред КАРАЩУК
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНИКИ БОРЬБЫ, или
ЯПОНСКИЙ СЕКРЕТ
Сегодня мы познакомим вас с третьим оригинальным комплексным блоком соревновательной техники борьбы самбо и дзюдо - “техникой ноги”. Подчеркнем: не ног, а ноги. Эта японская техника, включенная в классификацию еще в 1887 году, не зря до сих пор будоражит умы любителей борьбы.
Техника ноги выполняется на основе различных биомеханизмов: отталкивания, подтягивания, подъема, держания, осаживания и их комбинаций. То есть, если мы говорим: “Я заработал “вазаари” на соревнованиях, проведя подсечку или зацеп”, - эта информация будет недостаточной, чтобы собеседник отчетливо понял, о чем идет речь. Необходимо показать или подробно описать с помощью какого механизма был произведен этот прием.
Мы сегодня рассмотрим “технику ударного отталкивания” или, проще сказать, “ударную технику ноги”. Она требует слитного исполнения переворотов , имеет наиболее сложную координационную и ритмическую структуры. Эта техника также предъявляет повышенные требования к динамической взаимоустойчивости и опорным условиям, в которых находится исполнитель (стоит на одной ноге). Здесь нужно безукоризненно пользоваться захватами за одежду, используя их как верхние опоры.
Зато эта техника, как бы взамен повышенных своих требований, позволяет проводить высокоамплитудные перевороты соперника, что всегда оценивается не только судьями, но и зрителями.
Я бы назвал ее техникой “ультра– си” игрового стиля борьбы. Это и есть техника ноги по– японски. Качественное, мгновенное и неожиданное воздействие ноги на тело соперника, с переворачиванием его. Вместо более привычного нам силового изнуряющего взаимодействия при переворачивании туловищем и руками.
Снова ударюсь в воспоминания. В одной из предыдущих публикаций уже говорилось про то, как в 1964 году, за несколько месяцев до первых выступлений отечественных самбистов на Олимпиаде в Токио по дзюдо, к нам в гости пожаловали “учителя” - дзюдоисты сборной Японии. В одной из матчевых встреч в Тбилиси советскую команду представляли исключительно грузинские дзюдоисты. Зал был набит до отказа. В почетной ложе - правительство Грузии.
В те времена встречи по дзюдо проводились только в трех весовых категориях - до 70, до 80 и свыше 80 кг. Но поскольку встреча была товарищеской, допускался перевес в два килограмма. Однако на взвешивании оказалось, что легковес Тенгиз Хубулури не влез и в эти рамки: стрелка весов показала 73,8 кг.
Взвесившийся же японец тянул всего– навсего на 62 кг. Грузинские тренеры были в шоке. Тенгиза нельзя было допускать к схватке с таким малышом. Однако, узнав о причине беспокойства, японец заулыбался и несколько раз повторил: “Холосо, холосо”, показывая пальцем на себя и на Хубулури.
К Тенгизу подошел главный тренер сборной СССР Владлен Андреев и спросил: “Какие приемы будешь проводить?”. “Конечно, зацеп изнутри. У японца ноги короткие. Карлик. Не беспокойтесь, я его без разминки сделаю”, - беспечно ответил спортсмен и пошел к друзьям.
Обернулась эта первая встреча матча для советского легковеса полным фиаско. Уже на первой минуте “карлик” так подбил его ногой изнутри, что Тенгиз взлетел на уровень головы японского дзюдоиста и был просто вколочен в татами. (Тогда оно было из соломки и укладывалось на цементный пол.) Хубулури лежал на татами, а спорткомплекс гудел как улей. Посовещавшись, судьи решили не давать сразу “иппон” - чистую победу. Может случайность? Тенгиз пошатываясь встал, но уже секунд через 15-20 был вновь подброшен ударом ноги и рухнул так, что уже не мог подняться. В зале стояла гробовая тишина. Никто не говорил, не кричал.
Грузины проигрывали 0 : 6. В последней схватке на ковер вышел знаменитый Анзор Кикнадзе, лучший советский тяжеловес той поры, чемпион Европы. Ему противостоял Сакагучи - спортсмен, физическими данными не шедший ни в какое сравнение с кавказским богатырем. Тем не менее, Сакагучи так технично действовал ногой, что 115– килограммовый Анзор был перевернут за доли секунды головой вниз и рухнул на татами по немыслимой траектории. Боковым судьям пришлось помочь ему добраться до своего угла.
Вот как специалисты дзюдо понимали и ставили “технику ноги” в те далекие времена. К сожалению, такое мастерство работы ногой на татами сегодня редко можно встретить даже среди японцев.
Перейдем к рассмотрению конкретных примеров. Проанализируем для начала подножку, относимую к технике ноги. Напомню, что передняя подножка по методике А.А. Харлампиева, одного из основателей самбо, выполняется, когда атакующий борец твердо стоит на обеих ногах. Я, его ученик, неоднократно получал от него замечания (и как спортсмен, и как начинающий тогда тренер), что нога, через которую переворачивается соперник, ни в коем случае не должна стоять на носке и быть согнута.
Но при использовании его рекомендаций мне не удалось бы выполнить ударную технику ноги, которой я уже тогда неосмысленно пользовался. Мой вариант подножки может быть исполнен лишь при взаимопозе, когда подколенный сгиб плотно подставлен к голени соперника, а стопа атакующего стоит на носке. Тогда, при резком выпрямлении этой ноги, подколенный сгиб осуществляет ударное отталкивание, отбрасывающее голень соперника назад. Далее согласованными действиями туловища, рук и обеих ног проводится переворачивание соперника через ногу. Эта часть переворота аналогична выполнению переворота через бедро и рассмотрена нами в № 12 журнала за прошлый год.
Вместо подготовительного упражнения для этого приема попробуйте ударным отталкиванием - подколенным сгибом - открыть дверь комнаты наружу.
Другой пример: боковая подсечка или боковой переворот ударом стопой снаружи-сбоку по нижней части голени соперника. Эта техника широко используется в самбо и дзюдо, а при техничном ее исполнении - в ритм - не позволяет произвольно, когда и как захочется, перемещаться сопернику. Удар выполняется подошвой в момент, когда соперник начинает переносить тяжесть своего тела на переставляемую в новое положение ногу. Подбиваемая нога соперника, двигаясь от удара в сторону, выбивает его полунагруженную вторую ногу. И соперник оказывается в безопорном - подвешенном на захватах - положении. Если удар был выполнен в ритм и мощно, то противника можно перевернуть до вертикального положения головой вниз.
Еще один пример. Рассмотрим выполнение техники ударной ноги на примере подбива изнутри, спереди под одну ногу.
Вариант 1. (Авторский). Такой подбив можно сделать на основе ударной техники согнутой ноги путем ее резкого выпрямления разгибанием голени и бедра. Удар должен наноситься частью бедра, расположенной около коленного сустава. При рассмотрении ударной техники подножки мы уже знакомились с этим механизмом удара. Отличие нашего варианта от подножки заключается в том, что ударная нога находится в безопорном положении. И если не обеспечена жесткая платформа для взаимопротиводействия бедра вашей ноги с бедром ноги соперника, то основная сила удара переходит в упругие деформации своего бедра и бедра противника.
В этом случае соперник не отрывается или почти не отрывается от ковра и, естественно, не может быть перевернутым спиной к ковру. Прием выполняется в прыжке, с подпрыгиванием под противника на одной ноге и вращением всего тела примерно на 180 градусов. Ударная нога должна быть максимально согнута в колене. При подпрыгивании под соперника с вращением, руки тянут к себе на спину. В момент ударного подбива соперник одновременно отрывается от ковра и переворачивается на ударной ноге спиной к ковру. При этом согнутые после подтягивания в локтевых суставах руки способны рывком оттолкнуть соперника от себя и “вбить” его в ковер спиной.
Вариант 2. (Японский). Техника удара строится на механизме жесткой (как палка) ноги с жесткой платформой в области тазобедренного сустава. Кроме того, ударная нога для разгона (набора инерции) выносится примерно на полметра перед линией, условно проведенной через носки соперника. Удар наносится в область верхней части бедра бедром. Или всей ногой по ноге. (Эта же техника используется для переднего подбива под две ноги.) Соперник, которого так подбили, поднимается на ноге на уровень выше головы исполнителя в позицию шпагата.