ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК
Чаще всего ошибки обучаемых являются следствием несовершенной методики, недооценки руководителем занятия дидактических принципов и методов обучения. Слабое знание обучаемыми техники выполнения приемов, нарушение правильной и четкой организации занятия, низкое состояние дисциплины и порядка также являются непосредственными причинами возникновения ошибок у обучаемых.
Кроме того, на начальном этапе обучения имеют место причнины, зависящие только от индивидуальных качеств занимающихся:
- недостаточное понимание обучаемыми техники приема (устраняется доходчивым объяснением и качественным дополнительным показом);
- плохая координация движений вследствие слабой физической подготовленности обучаемых (для исправления целесообразно использовать в процессе разучивания соответствующие подготовительные упражнения);
- недостаточный самоконтроль обучаемых (устраняется путем мобилизации внимания на выполняемые движения и действия);
- утомление - состояние, при котором непривычные движения выполняются с излишним мышечным и нервным напряжением (для устранения необходимо строго соблюдать оптимальную быстроту выполнения и частоту повторений приема);
Как показывает практика, предупредить ошибку легче, чем ее исправить. Поэтому необходимо (особенно на начальном этапе обучения) своевременно предупреждать появление ошибок, на давать им закрепиться, выявлять и устранять причины, их вызывающие.
Поскольку в начале разучивания техника приема осваивается в общих чертах, анализ и оценка ее выполнения не должны быть слишком подробными. Возможности для самоконтроля движений, как указывалось ранее, у обучаемых крайне ограничены. Поэтому не следует пытаться подмечать и устранять у отдельных обучаемых все ошибки сразу. Их целесообразно исправлять по степени важности: вначале - более существенные, а затем - назначительные.
При групповом методе обучения сначала следует указать и устранить ошибки, общие для всех обучаемых, потом индивидуальные.
Для исправления выявленной общей ошибки эффективен метод сравнения, который состоит в демонстации приема, выполненного с ошибкой (соблюдая при этом педагогический такт), а затем без ошибки с соответствующими пояснениями руководителя занятия.
Таким образом, для предупреждения возникновения ошибок и быстрого их устранения необходимо постоянно учитывать ранее изложенные причины и творчески применять в процессе обучения указанные рекомендации.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМ
Активная двигательная деятельность в процессе обучения связана с возможностью получения занимающимися тяжелых телесных , психических повреждений, поэтому руководители занятий должны постоянно проводить профилактику этих повреждений.
Основными причинами травм на занятиях являются:
- плохая оргинизация занятий;
- слабое владение руководителями занятий методикой обучения;
- низкиая дисциплина;
- неподготовленность мест занятий и инвентаря.
В целях предупреждения травм у обучаемых руководитель занятия обязан:
- соблюдать последовательность выполнения упражнений, следить за интервалами и дистанциями между обучаемыми при выполнении приемов боя, особенно с оружием в движении;
- следить за правильным применением приемов самостраховки и страховки;
- применять на занятиях ножи (штыки) с надетыми на них ножнами или макеты ножей, малых лопат, автоматов (карабинов);
- следить, чтобы вырывание оружия, выкручивания рук, болевые приемы проводились правильно, плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом "Есть" или после частых хлопков о поверхность поля немедленно прекращались;
- следить, чтобы удары ножом, рукой и ногой на партнере только обозначались;
- требовать выполнения бросков от края ковра к середине.
|