САМБО
(самозащита без оружия)

 

 

Самбо, это советское боевое искусство, возникшее в результате соединения техники японского дзю-дзюцу и дзюдо с техникой западного происхождения: вольноамериканской борьбой (кэтч), греко-римской борьбой, английским и французским боксом.

Огромное разнообразие приемов, более 10.000. Самбо не подавляя национального своеобразия многих видов борьбы, сумело включить в свой арсенал технику этих видов

Россия, находясь на «перешейке» между Европой и Азией, обладая выходом в океаническое пространство, впитывала в себя не только художественные, экономические и политические традиции дружественных нам стран.
Россия впитывала от варягов до китайцев и творчески перерабатывала боевые традиции без применения оружия. Включение в них традиционных для России единоборств привело в итоге к созданию в ХХ веке уже ставшего одним из основных и общераспространенных видов единоборств – самбо, «САМооборона Без Оружия».

История возникновения этого вида борьбы интересна и увлекательна. Возникновение в России по сути первой полноценной системы самозащиты мы обязаны таким людям, как И. Лебедев, В. Спиридонов, И. Солоневич, В. Короновский и М. Яковлев.


Они пытались объединить достоинства как зарубежных боевых систем – английский и французский бокс, греко-римская и вольная борьба, джиу-джитсу, приемы штыкового боя, так и российских боевых систем – бой Попова, славяно-горицкая борьба Белова, система Кадочникова и др. Прямыми основателями отечественной борьбы стали В.Я. Ощепков и его ученик В. Харлампиев.

В период их деятельности уже существовали секции, но само движение не было структурно, организационно и идеологически оформлено. 1938 год – год проведения научно-методической конференции и 1-го Всесоюзного тренерского сбора, результатом которого явилось официальное возикновение «самбо». В Приказе №633 «О развитии борьбы вольного стиля» сказано: «эта борьба, сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза и некотрых лучших приемов из других видов борьбы, представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и пригодности вид спорта».

Первым среди создателей самбо надо назвать В.А.Спиридонова (1883-1943). Он в 1922-33 гг. разработал на практике и зафиксировал в трех опубликованных книгах технику самозащиты на основе японского дзю-дзюцу, английского и французского бокса, а также «бытовой драки». Всю технику боя он сгруппировал по 7-ми разделам: дожимы (в стойке), рычаги (в стойке), выверты (в стойке), выводы из равновесия, нажатия и сжатия (в стойке), удары (боксерские и из дзю-дзюцу), комбинированные приемы. На основе этой техники он предложил приемы защиты от различных захватов и от нападения вооруженного противника. Система Спиридонова была предназначена для сотрудников НКВД, т.е. для милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск. Свою систему автор называл сначала «сам», потом «самоз» и, наконец, «самозащита без оружия – самбо».

Второй создатель самбо, это В.С.Ощепков (1892-1937). В 1911-14 гг. он прошел курс обучения дзюдо в Кодокане, у Кано Дзигоро и получил из рук патриарха степень 2-й дан. В 1922-25 гг. Ощепков находился в Китае, где познакомился с некоторыми стилями ушу. А с лета 1929 года по сентябрь 1937 (он был убит в тюрьме через 10 дней после ареста как враг народа), Ощепков жил в Москве, часто выезжая в Ленинград. В этих городах он внедрял дзюдо среди командного состава армии, а также среди студентов центрального института физкультуры и профессиональных спортивных работников.
В отличие от Спиридонова, не допускавшего изучения своей системы людьми, не состоявшими на службе в НКВД, Ощепков стремился познакомить с дзюдо как можно больший круг лиц.
В основном, он проводил двухмесячные семинары. Их программа включала три раздела: 1) броски, рычаги, удары руками и ногами (т.е. базовую технику); 2) приемы защиты от нападения вооруженного противника (с ножом, штыком, саблей, палкой); 3) приемы рукопашной схватки двух безоружных противников.

Приемы второго и третьего разделов строились на основе базовой техники. То, чему обучал Ощепков, он называл «борьбой вольного стиля», или «борьбой в одежде - дзиу-до». Однако в отличие от классического дзюдо, Ощепков изменил униформу занимающихся, устранил японские ритуалы, жесткое татами заменил толстым мягким ковром, дополнил технику дзюдо некоторыми приемами европейского и китайского происхождения. Сравнивая системы Спиридонова и Ощепкова, надо признать, что вторая была более «спортивной», более доступной для массового распространения.

В 1940 году В.П.Волков, прошедший обучение, как у Спиридонова, так и у Ощепкова, впервые соединил элементы обеих систем в рамках единого курса обучения, изложенного им в учебнике для школ НКВД. Отталкиваясь от этого фундаментального пособия, А.А.Харлампиев (1906-1979) продолжил работу в данном направлении, итоги которой были изложены в его большой книге «Борьба самбо» (1949). Однако в ней он исключил удары, удушения, опасные самбо на чисто спортивный вариант «борьбы в одежде» (который в последствии стал международным видом спорта) и на боевой вариант (его Харлампиев изложил в книге «Борьба самбо – специальные приемы», изданной в 1952 году военным издательством под грифом «для служебного пользования»). Конечно, деятельность Харлампиева лишь отражала установки руководителей «компетентных органов», чьи приказы он исполнял, но, тем не менее, она достаточно четко совпадает по датам с характером происходивших изменений.

Перестав быть боевым искусством, открытым для всех желающих, самбо харлампиевского образца очень быстро превратилось в обыкновенное спортивное единоборство, со всеми его условностями и ограничениями. Боевой вариант столь же быстро распрощался с названием самбо и стал «рукопашным боем», эклектичной системой, впитывавшей в себя самые разнообразные влияния и веяния.

Hosted by uCoz