АЙКИДО
( Путь духа )

 

Айкидо - новейшее из боевых искусств Востока, было создано в середине XX века японским мастером Морихеем Уэсиба (1883-1969). Он систематизировал айкидо в 1922 году, опираясь на "дайто айки", одну из систем дзюдзюцу. Основной принцип айкидо - использование силы противника против него самого. Поэтому айкидо представляет собой идеальную систему самозащиты, включающую в себя броски, удары, удушающие приемы и болевые удержания. Техника айкидо характерна использованием круговых движений при уходе от атаки и для выведения противника из равновесия. Существующая система тренировок позволяет дозировать физические нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, что делает это искусство доступным для каждого.

По айкидо соревнования в традиционной для других боевых искусств форме контактных поединков не проводятся. Связано это с тем, что проведение любых соревнований невозможно без разработки правил, по которым будут проходить поединки. А любые правила предполагают перечень запрещенных приемов, что для айкидо невозможно. В этом виде единоборства нет и не может быть никаких запрещенных приемов. Айкидо - боевое искусство, прикладная цель которого - выжить в экстремальной обстановке. Поэтому, как правило, техника айкидо работает против наиболее уязвимых частей тела - то есть включает в себя приемы, традиционно считающиеся "запрещенными". Айкидо считается миролюбивым искусством, однако при большом количестве психологических, нравственных ограничений в нем практически нет технических ограничений.

Айкидо с самого начала предполагает, что у каждого человека есть определенный запас жизненной энергии ки, сосредоточенной в центре хара. Эту энергию можно устремлять в любом направлении. В айки-до используется принцип управляемого контролирования. Противнику дается свобода двигаться куда он захочет, но любое его движение находится под постоянным контролем. Внимание не на секунду не расслабляется. В переводе с японского ай означает гармонию. Эта гармония бывает нарушена, когда проявляется агрессия. Задача айки-до - восстановить гармонию. Агрессивная энергия нападающего сначала контролируется, а затем переводится в окружность. И тогда Ваш центр становится центром нейтрализации. Все приемы в айки-до так или иначе связаны с круговыми траекториями. Движение айкидоиста по кругу позволяет не только избежать жёсткого столкновения, но и полностью сопровождать движение атакующего. Движения в айки-до подобны потоку воды: мягкой, податливой, но одновременно разрушающей твердые камни. Одно действие как бы вытекает из другого. Все приемы и движения в айки-до должны быть элегантными и красивыми. С самых азов этому уделяется большое внимание. Эти принципы верны также и на психологическом уровне. Hастоящий мастер видит сознание противника и предупреждает все его действия. Техника отрабатывается во время тренировок. Hо на этом айки-до не заканчивается. Айки-до это и философия, и психология, и физика. Любой человек может найти здесь свое Я. Hеобходимо всегда помнить, что айки-до развивает не только физические способности, но и духовные качества. Развитию этих качеств способствует особая обстановка в зале. Hеобходимо постоянное сосредоточение и безоговорочное выполнение указаний наставника во время тренировки. Только в этом случае можно избежать всевозможных травм и добиться результатов. Изучение техники айки-до начинается с изучения базовых стоек: хидари-ханми и миги-ханми. Ступни расположены на линии атаки под углом 90 градусов друг к другу. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Спина выпрямлена и плечи отведены назад. Руки находятся прямо перед собой прямо по центру. Ладони раскрыты. Оптимальное расстояние для работы в паре, когда партнеры слегка касаются друг друга кончиками пальцев. Перемещения в айки-до являются комбинацией вращательных и прямолинейных движений. Шаги не должны быть скованными или тяжёлыми. Айкидоист должен быть в любой момент готов к смене направления. Голова двигается в одной горизонтальной плоскости. Каждое промежуточное положение должно быть очень устойчивым. При любом перемещении двигаться начинает центр тяжести. Корпус всегда остается в вертикальном положении. В классическом айки-до нет соревнований, а практикуется ката: многократное повторение приемов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнером с целью добиться гармонии между ними. Как правило один из партнеров атакует (он называется нагэ), а другой защищается (он называется укэ). Партнеры поочередно меняются. Важно, чтобы атакующий партнер выполнял свои действия искренне и без страха падения. Очень важным моментом в айкидо является "укэми" - искусство страховки. Вам необходимо находится в постоянной готовности без особого напряжения и применить страховку в любой момент. В настоящее время существует множество стилей Айкидо. Ограничимся перечислением лишь основных направлений, взявших своё начало от Айкидо О-Сенсея.

Иосейкан.

Эта форма разработана Минору Мочизуки, который входил в число наиболее ранних студентов О-сэнсэя. Этот стиль включает в себя элементы Карате, Дзюдо, Кобудо и других искусств.

Иосинкан.

Стиль разработан мастером Годза Шиода. Шиода-сэнсэй обучался у О-сэнсэя с середины 30-ых годов. После войны его пригласили начать преподавание айкидо в организации известной как Иосинкан. В отличие от многих других организаций Иосинкан всегда поддерживала дружеские отношения с Айкикай как при жизни, так и после смерти О-сэнсэя. Иосинкан - жесткий стиль айкидо, направленный на прак- тическую эффективность и реальность применения техники. Его изучают во многих подразделениях полиции Японии. Международная организация, связанная с Иосинкан стилем Айкидо, известна как Иосинкай и имеет действующие отделения во многих частях мира. В последние годы появилось много ответвлений этого стиля, обычно появляющихся по политическим мотивам. Они входят в организацию Иосиокай, возглавляемую Такаси Косида.

Айкикай.

Айкикай общее имя стиля возглавляемого Киссемару Уэсиба, сы- ном О-сэнсэя, поддерживаемого Международной Федерацией Айкидо. Большинство считают эту школу основным направлением в развитии Айкидо. В действительности этот "стиль" больше похож на ЗОНТИК чем на специфический стиль, поскольку многие, входя в одну организацию, имеют весьма различные способы тренировки айкидо. Айкидо О-Сенсея Уэсибы амплитудное и подвижное с малым или вообще не использованием оружия в тренировках. Однако некоторые сэнсэи в Айкикай (Чиба-сэнсэй) много времени в тренировке отдают оружию.

Ивама-рю.

Является частью системы Айкикай, хотя имеет ярко выраженные отличия стиля. Имеет собственное название по имени додзе его создателя сенсея Морисиро Сайто. Сайто-сэнсэй был долгое время учи-де- ши О-сэнсэя, начиная с 1946 г. и до самой смерти. Многие считают, что Сайто-сэнсэй был учеником самое большее учившемся у Учителя. Сайто-сэнсэй говорит, что он пытается сохранить и изучать это искусство точно так, как он изучал его у Учителя. Технически Ивама-стиль очень похож на Айкидо начала 50-ых. При отработке технических навыков очень большое внимание уделяется работе с оружием.

Айкидо Школы Уэсиба (ASU).

Этот стиль Айкидо разработан г-ном Мачизуки Саотоме. Сейчас ASU объединены с Айкикай, хотя долгое время это были независимые организации с независимым развитием. Саотоме-сэнсэй весьма разносторонне подходит к Айкидо, включая в свою практику как сильные и жесткие формы, так и мягкие абстрактные упражнения для развития чувствительности. Уделяет значительное внимание работе с оружием.

Ниппон Кан.

Ниппон Кан основано Гакки Хомма, одним из последних учи-деши О-сэнсэя. Хомма-сэнсэй преподаёт Айкидо в очень традиционной манере с подчеркиванием точности во взаимодействии и технике.

"Ki" Школы.

Одно из самых значительных направлений развития мирового Айкидо было образовано в 1974 году, когда Коичи Тохей, будучи Главным Инструктором Айкикай ушел из этой организации и основал Ки-но-Кенкикай, чтобы изучать Айкидо с сильным акцентом на использование энергии Ки. С этого момента Ки-айкидо выделилось в отдельное направление, никак не связанное с Айкикай. Все школы Ки-айкидо подчеркивают свою самостоятельность, особенно в тех случаях, когда им приходиться контактировать с другими направлениями Айкидо.

Чин-чин Тонзил Айкидо.

Стиль основан Коичи Тохеем - Айкидо объединяющее Ум и Тело. Тохей-сэнсэй придавал большое значение пониманию концепции Ки, развивая этот аспект независимо тренировки в применении к повседневной жизни и здоровью. Этот стиль является одним из самых мягких стилей Айкидо и характеризуется текучими перемещениями, которые часто включают прыжки или остановки, что редко встречается в других стилях. Большинство Ки-школ первоначально не занимаются практическим физическим приложением техник, заменяя их упражнениями, предназначенными для разработки способностей объединения ума и тела. В последние годы Тохей-сэнсэй все дальше и дальше уходил от Айкидо и посвятил себя исключительно Ки тренировкам.

Кокикай.

Основан Шизуя Маруяма, который был главным Инструктором Ки Общества США. Уходя из Ки Общества он основал Кокикай. Этот стиль представляет мягкую форму Айкидо, концентрирующуюся на достижении максимальной эффективности при использовании минимальных усилий.

Сейдокан.

Основан Р. Кобаяси. Кобаяси-сэнсэй был главным Инструктором КИ Общества Южной Калифорнии и студентом Тохей-сэнсэя. Покидая Ки Общество в 1981г., он сформировал Сейдокан, который позднее вновь присоединился к Айкикай. Стиль характеризуется малыми перемещениями при исполнении техник.

Ки федерация.

Основана Кеннетом Вильямсом. Сэнсэй Вильямс был основным ассистентом Кенширо Аббата-сэнсэя в середине50-ых и начал свое обучение с жесткой формы близкой к Айкибудо. После ухода из Айкикай в конце 60-ых он практиковал независимо несколько лет, прежде чем стать студентом Тохея-сэнсэя в 1976 г. и создать КИ федерацию Великобритании. В 1986 Сэнсэй Вильямс уходит в отставку из КНК. Ки Федерация продолжала свое существование как независимая организация, изучающая собственный стиль сэнсэя Вильямса, сохраняя все элементы его тренировки.

Томики Айкидо

Один самых больших переломов в истории Айкидо, произошедших при жизни О-сэнсэя, было предложение Кендзи Томики рационализировать Айкидо, введя в практику "Ката" и соревнования. С тех пор было прервано какое-либо общение между школами Томики и традиционными школами Айкидо. Томики Айкидо было основано одним из самых первых студентов О-сэнсэя Кензи Томики. Также Томики-сенсей долгое время учился у основателя Дзюдо Дзигоро Кано. Томики-сэнсэй верил, что "рационализация" Айкидо тренировок по направлениям сделанным Дзигоро Кано в Дзюдо, сделает Айкидо более легким для изучения, особенно в Японских Университетах. К тому же он верил, что введение соревновательного элемента должно служить ограничению и концентрированию практики, поскольку не существует лучшего теста, чем реальная схватка. Последнее было причиной разделения с О-сэнсэем, который твердо верил, что соревнованию нет места в Айкидо. Томики-рю характеризуется использованием Ката (форм) в изучении и проведении соревнований, как без оружия, так и с резиновым ножом.

Hosted by uCoz