"ПОУЧИСЬ У ЛОШАДИ И КОШКИ"

Альфред Каращук

ПОУЧИСЬ У ЛОШАДИ И КОШКИ

Конструирование техники борьбы

Альфред Каращук в мире самбо и дзюдо имеет громадный авторитет. Трехкратный чемпион СССР по самбо, в начале 60­х годов он стал одним из пионеров отечественного дзюдо. Был чемпионом и призером Европы, первым из советских борцов победил в официальной встрече японского дзюдоиста. Тогда это было сенсацией. Сегодня Каращук - доцент кафедры борьбы РГАФК - главного спортивного ВУЗа страны. Мы часто встречаемся с ним, и чаепития наши проходят, как правило, "под знаком борьбы". Разговоры вертятся вокруг татами и самбистского ковра. Однажды, во время такой беседы, пришла мысль мои вопросы и ответы Альфреда Федоровича записать на аудиокассету. Потом мы вместе расшифровали ее и изложили на бумаге уже в виде его монолога. Получилось что­то вроде методической статьи. Предлагаем ее вашему вниманию.

Константин Тиновицкий,
заслуженный тренер России,
мастер спорта по самбо и дзюдо

 

Любой борец мечтает о победах. Годами ищет к ним пути и подходы. Нет путей одинаковых - ведь все люди разные, но есть закономерности, которые помогают выбраться на нужную тебе дорогу. При этом надо стараться не забывать, что в таком живом, сиюминутном деле, как борьба, нет абсолютных истин. Думай, ищи, узнанное пропускай через себя. Не верь догматикам. Одни стоят, как скала, на том, что если мы выступаем по японской национальнй борьбе дзюдо, то и стиль, и методы обучения, и тренировки должны копироваться у них.

Другие наоборот - отрицают все японское. Призывают идти "своим путем". А на деле свой путь, зачастую, выражается в том, как тренирует какой­нибудь Иван Иванович где­то у себя в области, прививая ученикам исключительно свое, персональное "видение" дзюдо. Самостоятельность - дело хорошее. Может быть, его взгляд и подходит кому­то в частности, но попробуй его ученик возрази - тут же попадет в вероотступники. "Видение" - это даже не точное выражение. Скорее можно говорить всего лишь о наборе приемов, последовательности их выполнения и объеме тренировочных нагрузок.

Любят некоторые тренеры порассуждать и о волевых качествах. Дескать, у этого парня спортивный характер, а у другого - нет: воли не хватает. А что такое воля? С чем ее едят? Скрежетание зубами? Ненависть к сопернику? Я бы ввел другой, более понятный людям термин - "терпение". Жесткое, постоянное взаимопротиводействие остро конкурирующих соперников требует не только "желания" победить. Постоянно помня о победе, нужно ответственно, вдумчиво, кропотливо и внимательно "вкалывать" на эту победу в каждом сиюсекундном фрагменте поединка. Не бросаться, сломя голову, а терпеливо, исподволь создавать близкие к идеальному моменты атаки. Не расслабляясь до последней секунды схватки при удачных обстоятельствах и не теряя духа, проигрывая ее.

Терпение! Качество в высшей степени свойственное нашим людям, на мой взгляд, и должно стать психологическим стержнем спортивного характера. И ненависть тут ни при чем. При таком подходе можно и дружить с соперником.

Теперь о технике. То есть о конкретных соревновательных действиях, приводящих к победе. Поединок протекает не только в сложных и постоянно меняющихся условиях, зависящих от маневров обоих соперников, но и при экстремальных напряжениях различных групп мышц, колоссальном нервном напряжении. "Компьтеры" обоих борцов перерабатывают невообразимое количество информации, поступающей из различных участков тела. Ее нужно тут же оценить, принять решение, реализовать его, или отменить.

В таких условиях технику - приемы, контрприемы, защитные действия - следует в первую очередь связать с координационными способностями спортсмена. И уж во вторую - с физическими качествами, психологическими установками на ведение поединка, общим здоровьем.

В конце 50­х годов , находясь на сборах с грузинскими самбистами, я узнал некоторые подробности из домашних тренировок, которые тогда попросту ошеломили меня. Оказалось, что тренируются они нерегулярно - 1 или 2 раза в неделю. Совсем не используют тяжести для подкачки мышц. А в процессе занятий, в основном, просто борются, не включая в дело популярную у нас отработку бросков на несопротивляющемся партнере, так называемое "набрасывание". Было очевидно, что мы, борцы из славянских республик, тренирующиеся почти ежедневно, выполняющие запланированные нагрузки, отрабатывающие к соревнованиям приемы и тактические фрагменты поединка, на сборах выглядим похуже своих грузинских коллег. Обидно: они всего этого не делают, но в схватках с нами борются легко и раскованно. Быстро и качественно выполняют броски, делая это без заметной подготовки и пренебрегая маскировкой. Напрашивался вывод: выходит, что чем больше и дотошнее тренируешься (и подкачиваешься), тем труднее бороться, преодолевать скованность, делать качественные броски. Тогда такое резюме показалось мне парадоксальным, невозможным и необъяснимым.

В начале 60­х годов , в период подготовки к Олимпийским играм в Токио меня удивил еще один аналогичный факт. Обычно непервые номера олимпийской команды опаздывали на тренировочные сборы на 5-7 дней. Им это прощалось, мол, не в них дело. Приехав на сбор, первые три-пять дней они вчистую, легко и свободно, с огоньком громили своих более опытных (и удачливых в официальных соревнованиях) собратьев. В этот короткий для них победный период они также имели лучшие тесты по общефизической подготовке (кросс, подтягивание, жим штанги и т.п.). Все это шло поперек, не соответствовало принципам тренировки в спорте высших достижений.

Значительно позже, обогатившись опытом своих и чужих неудач, я понял, что мешает легкому мышечному ощущению в поединке, и что не дает проводить приемы, используя усилия противника, как волну, которую ты ловишь, чтобы провести свою атаку. Это - скованность, вызванная напряженностью и (или) усталостью. Борец теряет динамическую свободу подвижности суставов. Не может вовремя "поймать" нужную для броска амплитуду: мышцы-антогонисты тормозят выполнение приемов. Отсутствие свежести мешает различным биозвеньям включаться в нужной последовательности и с соответствующим данной ситуации усилием. Иными словами, теряется необходимая соразмерность и совокупность усилий и расслаблений различных мышц тела.

Как же быть? Нельзя же, в конце концов, сделать вывод, что тренировки вредны? Но давайте разбираться дальше. Пример с грузинскими борцами - особый. Все это были парни из сельской местности и, едва научившись ходить, они уже пробовали себя в национальной грузинской борьбе чидаоба. То есть в очень юном возрасте прочувствовали, научились ловить динамическое равновесие: наиважнейшее для борьбы чувство. Грань между устойчивостью и неустойчивостью. Именно эта позиция так необходима для начала проведения броска или контрприема. Доформировал их как борцов физический труд и общение с природой, умение ее видеть, слушать и понимать. Ведь многие бытовые движения совпадают с движениями борьбы.

Посмотрите, какую гармонию движений развивает переноска обыкновенного тяжелого мешка. Надо научиться общаться с мешком, почувствовать, куда он хочет упасть. Потянул ты лишку вперед, он тебя заставит клюнуть носом, недотянул - значит не оторвал его от земли.

А какие прекрасные учителя животные! Мышцы кошки вибрируют перед прыжком, они не перенапряжены и не перерасслаблены. Такое же мышечное ощущение и у атлета в великолепной форме: всеми биозвеньями он ощущает себя и противника.

А лощадь? Как она "выстреливает" задней ногой при ударе? Какое включение, какие резкость, хлесткость, моментальность срыва копыта с земли, мощнейший разгиб в коленном суставе! Заснимите на видеопленку - и учитесь делать бросок подхватом.

Были такие борцы "от земли" и в российской команде. Например, Генрих Шульц, Виталий Кузнецов и другие. Но не всем повезло провести детство в деревне. Что же делать нам, горожанам?

Традиционно обучение в секциях начинается с разучивания приемов. Тут, как правило, и идет в ход та самая отработка техники на несопротивляющемся партнере или "набрасывание", о котором уже упоминалось. С "набрасывания" начинаются тренировки и в сборной страны! То есть на протяжении многих лет спортсмен занимается отработкой фактически демонстрационной техники, усилия в которой совершенно неадекватны соревновательным. Здесь отсутствуют эффективные защитные действия партнера, решительные (не понарошку) контрприемы. Нет реальных остросюжетных взаимопротиводействий, которыми так богата настоящая схватка.

Тут никогда не наработается то замечательное чувство, о котором сказано выше - перехода из устойчивости в неустойчивость, и обратно.

Этот разрыв между тренировочными и соревновательными условиями для некоторых спортсменов и тренеров превратился в зияющую пропасть, не пускающую их вперед.

"Но нельзя же на тренировках только бороться, - скажете вы. - Надо же как­то и разучивать средства, которыми побеждаешь противника. А это - броски, приемы...".

Вы правы, одними спаррингами не проживешь. Но давайте попробуем временно и условно расчленить приемы, которые на практике выполняются в целом. Разъединим их по частям. Изучим состав и структуру простых движений перед тем, как объединить в сложные. Рассмотрим механизмы их объединения. Гарантирую, вас ожидает сюрприз - новые, более подробные знания о конструировании и формировании, освоении и совершенствовании спортивной техники.

Наши тренеры сегодня, в основном, пользуются двумя классификациями техники борьбы в стойке (самбо и дзюдо): японской, предложенной еще в 1887 году, и нашей, разработанной А.А.Харлампиевым. Обе основаны на анатомическом принципе. Японские классы называются "техника рук", "техника туловища и плеча", "техника ноги", "техника бросков с падением". Харлампиев назвал свои разделы: "в основном руками", "в основном туловищем", "в основном ногами".

На первый взгляд, разница невелика. У Харлампиева отсутствует четвертый японский класс - "броски с падением", когда при выполнении приема необходимо использовать вес падающего тела совместно с действиями рук, туловища и ног. Он не счел нужным отделять их от бросков из положения стоя.

Внимательный читатель обратит внимание еще на некоторые несовпадающие детали. Не "в основном ногами", а "ноги". Замена единственного числа на множественное (и не "в основном", а вполне конкретно) сильно меняет смысл сказанного. Помните, мы говорили о расчленении сложных движений на простые? У японцев мы видим пример такого подхода. Харлампиев же не стал мелочиться.

Далее в разделы каждого класса систематизировались конкретные атакующие приемы.

Минус этих классификаций, на наш взгляд, состоит в том, что сюда не вошли захваты, защитные и контрдействия.

Система, предлагаемая авторами этой статьи, включает 4 блока: "техника рук", "техника туловища", "техника ноги", и "техника тела". По названиям она очень схожа с японской, но по сути (вы это поймете, когда ознакомитесь непосредственно с разделами) значительно отличается. В том числе наличием подраздела - "защитные действия и контрприемы". (На полях заметим, что как и любая другая классификация, разработанная Каращуком, - все же искусственное разделение, вызванное методической необходимостью.)

Рассмотрим первый ее блок - "техника рук". На наш взгляд, этот блок играет главную роль в борьбе самбо и дзюдо. Заметим, что во всех существующих классификациях, включая японскую и А.А.Харлампиева, технике захватов (контактно­силовых взаимодействий) отводилась либо вспомогательная роль, либо эту технику вообще не рассматривали как составной элемент спортивной борьбы.

Кроме "техники захватов" раздел "техника рук" объединяет "технику мышечных двигательных действий (движений)" верхних конечностей и "технику опор".

К сожалению, в практической работе большинство российских тренеров не занимаются формированием "техники захватов" и "опор". Как правило, внимание уделяется исключительно движениям рук: отталкиваниям, подтягиваниям, действиям, обеспечивающим тяги. Реже - блокирующим и ударным действиям.

А может быть роль "захватов" и "опор" столь незначительна, что нет смысла ими специально заниматься? Попробуем обосновать обратное.

Представим поединок по самбо (дзюдо). Начало. Борцы сближаются, каждый старается побыстрее добиться, "завоевать" захват, получить взаимосвязь, хотя бы одной рукой. С этой секунды вместо двух независимых соперников образуется система зависимых конкурентов, каждый из которых может в любой момент непредсказуемо воздействовать на другого. В этой системе сразу наступает период "смотри в оба", и реагируй, действуй - ловко, быстро и умно. Наличие взаимосвязи между соперниками переводит их поведение в качественно новое состояние. Повышается и их ответственность за конечный результат.

Захват (контактная силовая взаимосвязь) характеризует главную, активную часть единоборства, его сущность, смысл - взаимопротиводействие.

Без захвата делать броски невозможно. Все равно, что воздух таскать. Вторая важнейшая функция захвата - контроль над соперником. А точнее - взаимоконтроль. Он дает информацию самого различного рода, сигнализирует о том, в каком направлении надо атаковать или защищаться. Дает возможность предугадать действия соперника.

Вне зависимости от нашего сознания и желаний, именно через захват у любого действующего борца вырабатывается чутье соперника. Умение предвидеть, прогнозировать его уловки.

Ну, с захватами (взаимосвязями) разобрались. А что "опоры"?

Контакт рук с соперником позволяет иметь, так называемые, верхние опоры, широко используемые в спортивной гимнастике. Как они включаются в самбо и дзюдо? Через верхние опоры - руки - мы можем приходить в нужное нам для победы состояние динамического равновесия и приводить в него соперника. Эти опоры помогают нам устоять, когда мы резко переносим вес с ноги на ногу, увлекая противника и заставляя его при этом терять равновесие в ту или иную сторону.

 

"Спортивная Жизнь России", № 11, 1997

 

 

 
 

 

Hosted by uCoz