"БОГАТЫРСКИЕ ИГРЫ"

 

Борьба, единоборство, ратоборство, игрища, ристания, тризна - вот далеко не полный набор понятий, означающих мужские боевые игры наших предков.
В дохристианской Руси боевые единоборческие игры обязательно включались в ритуально-магические действия, связанные с земледельческими культами календарного года, со свадебными, похоронными и другими обрядами. Поединки борцов и кулачные бои устраивались на весенних празднествах, символизирующих борьбу зимы и лета. Как описывал известный этнограф прошлого века И.П.Сахаров, в Радуницкую неделю на Вьюнец "девицы разыгрывают хороводы, а молодцы бьются на кулачки и борются один на один". Игрища обязательно были на осеннем празднике урожая и зимой.


Пожалуй, наиболее древним видом ритуальных единоборческих игр является тризна. По мнению авторитетного знатока древней Руси Б.А.Рыбакова тризна - это не поминальный пир по умершему (носивший название "стравы"), а боевые игры, ристания, особые обряды, призванные отгонять смерть от оставшихся в живых, демонстрирование их жизнеспособности. И в памятниках XI века "тризна" (трызна) означает борьбу, состязание, а "тризнище" - место состязаний.
Состязания борцов на свадьбах, когда выходят бороться и от жениха, и от невесты, - этот древний обычай жив до сих пор. В таких состязаниях довелось участвовать и мне. Правда, с течением времени во многом изменился смысл этих игрищ: некогда символизируя борьбу природных сил, он приобрел развлекательный характер молодеческих потех, забав.
Поистине неиссякаемым и бездонным кладезем наших знаний о русских ратоборствах являются песни, сказания, были, былины, сказки. И в первую очередь, конечно, о русских богатырях, которые олицетворяли собой физическую силу, отвагу и любовь к отечеству. Недаром их называли святорусскими.
Богатыри на заставах охраняли границы, сражались с иноземцами, мерялись с ними силою, истребляли чудовищ, освобождали от плена русских людей. Любил и уважал удалых защитников Руси князь Владимир I Красное Солнышко. Основой его княжеской дружины были легендарные Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, Чурило Пленкович, Ян Усмошвец, Василий Казаринович, Рогдай. Жизнь дружинников - это жизнь воинов, которые либо бьются с врагом, либо готовятся к ратоборствам, как про это говорится в былине о Вольге Всеславьевиче: "Гуляют дружинники по чистому полю, ведут богатырские игры, стрелы мечут, на конях скачут, силой богатырской меряются."


Наиболее искусным в борьбе, как это видно из многих былин, был Добрыня Никитич: "Изучал Добрынюшка боротися Изучился он с крутой, с носка спущать... Прошла про него слава великая, Мастер был Добрынюшка боротися, Сшиб осударя Илью Муромца на сыру землю..."
В те времена существовал обычай, когда перед битвой противоборствующие стороны выставляли по лучшему воину для схватки. И часто ее исход решал судьбу всей битвы. В русской летописной истории немало рассказов об этом.
Из "Повести временных лет" мы узнаем, как в 992 г. пришли на Русскую землю печенеги и встретили их русские у Трубежа. И стояли полки каждый на своей стороне реки, не осмеливаясь переходить реку. Вызвал тогда печенежский князь Владимира и сказал ему. "Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года. Если же наш муж бросит твоего оземь, то будем воевать три года..." И не сыскали в русском стане такого мужа. Только на следующий день пришел к князю один старый муж и сказал ему:
- Княже, есть у меня сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он остался. С самого детства его никто еще не бросил оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, тогда он рассердился на меня и разодрал кожу руками.
И услышав такое, князь обрадовался и послал за ним. И привели его к князю, и князь поведал ему все. Тот отвечал:
- Княже! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, - испытай меня: нет ли быка большого и сильного?
И нашли быка большого и сильного. И повелел Владимир разъярить его: возложили на него раскаленное железо и пустили. Бык побежал мимо отрока. Схватил он быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила рука. И сказал ему Владимир:
- Можешь бороться с печенегом..."
"... И сошлись обе стороны. Печенеги выставили своего мужа: был он велик и страшен. Тогда выступил муж Владимира, и, увидев его, печенег посмеялся, ибо был он среднего роста. Размерили место между обоими полками и пустили борцов друг против друга. Они схватились и начали крепко жать друг друга, и удавил отрок печенега руками до смерти. И бросил его оземь.
Раздался крик, и печенеги побежали, и русские гнались за ними, избивая их, и погнали".
В той же "Повести временных лет" рассказывается о том, как в 1022 году встретились полки Касожского князя Редеди и полки Мстислава, сына Владимира, который был в Тмутаракани. "И когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу:
- Чего ради губить нам дружины? Сойдемся да поборемся сами... Не оружием будем биться, но борьбою.
И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе начал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав:
- О пречистая богородица, помоги мне! Если одолею его, воздвигну церковь во имя твое.
И, сказав так, ударил им о землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю."


Единоборческое искусство высоко ценилось и уважалось. Лучших борцов и кулачных бойцов все знали и им оказывались всяческие знаки внимания и уважения, о них говорилось в сказаниях, былинах, сказках, песнях.
Как сообщают нам известные русские этнографы XIX века Н.Сахаров и М.Забелин, почти в каждом заговоре ратного человека, идущего на войну говорится: "... спаси меня от стрел, борцов, кулачных бойцов..."


В исторической песне "Осада соловецкого монастыря" воевода просит у царя:
"Мне-ка дай же ты силы много Мне-ка стрельцов-борцов, солдате..."
Очень много песен, посвященных борцовским схваткам Черкесского князя Кострюка-Мастрюка с московскими братьями Калашниковыми. В одном из вариантов песни, записанной знаменитым П.В.Киреевским в Орловской губернии, говорится:
"Как схватился с ним большой брат.
Они возились осенний день,
Из утра да и до вечера:
Как никто никого не одолел,
Как никто никого не оборол.
Как схватился с ним меньший брат,
Как ударил об сыру землю:
Как сырая земля отогнула,
Как на ем шкура лопнула,
Сапожки-то с ног свалились,
Чулочки с ног скатились."
Ни одна ярмарка, ни один праздник на Руси не обходились без борцовских схваток и кулачных боев. Наиболее известные борцы и кулачные бойцы кормились и имели средства, иногда и немалые, за счет выступления в поединках. Многие богатые купцы имели своих борцов и кулачных бойцов, с которыми разъезжали по торгам, да ярмаркам.
Боролись и бились не только по праздникам и не только известные борцы:
"А и будет дело к вечеру,
От малого до старого
Начали уже ребята боротися." - об этом сказано в былине "Василий Буслаевич и мужики новогородские".


На Руси, несмотря на противодействие церкви молодецким потехам и забавам, эти увлечения были так сильны, что в 1064 году Московскому патриарху Иову один из его служителей сообщил, как "безместные" (т.е. без прихода, без места) попы и дьяконы собирались у Фроловского (Спасского) моста и "боролись и в кулачки бились". Перед битвой с Мамаем на Куликовом поле московский князь Дмитрий Иванович отправился к своему духовному отцу, основателю Троицкого монастыря преподобному Сергию Радонежскому, и получил от него благословение и двух воинов-иноков - Пересвета и Ослябю. Перед началом сражения, когда рати уже построились, от татарского полка выехал богатырь и вызвал желающего с ним сразиться. Долго от русского войска никто не решался выехать на поединок. Видя это, выехал вперед Пересвет, поднял копье и помчался навстречу врагу, сразил его и сам пал вместе с ним.
И много таких героев в нашей Русской истории. Как же боролись на Руси?


Великий собиратель русского языка В.Даль так говорит о борьбе:
"Борьба - усилие одолеть противника, состязание двух сил, единоборство без оружия и без побоев и драки, где противники только стараются побороть друг друга, свалить с ног...
Борьба, как ристание, единоборство, различна по обычаям и условиям: русские борются либо с носка - одной рукой друг друга за ворот, а другой не хватать; либо накрест руками, через плечо и под силки и валяют через ногу, подламывают под себя и, припадая на колено, перекидывают через себя...
Борец, единоборец, искусный в борьбе или питающий в ней силы, могуту, ловкость, кто борется...
Боритель, борец победитель, поборовший противника.
Борбище, ристалище, борьба как зрелище, потеха, место, поприще борьбы..."


Один из видов борьбы назывался "в схватку" ("в схваточку"), "в охапку". Название этой борьбы определялось обоюдным захватом борцов, при котором они захватывали друг друга, сцепляя свои руки на спине противника. Название этого захвата осталось и в современной борьбе и называется "в крест". В этом виде борьбы не разрешалось цеплять ногами, захватывать за одежду, разве что иногда, по взаимному уговору. Для победы надо было обязательно прижать противника спиной к земле; иногда достаточно было бросить на землю. Боролись, как это было издревле принято в русских игрищах, до трех раз. Боролись в специальных местах, где была мягкая земля (в вологодских деревнях иногда боролись на гумне, где помягче). Боролись по древнему обычаю в кругу (выходили "на круг"), образованном зрителями, которые и были судьями. Если борцы, недовольные исходом схватки, начинали лезть в драку, буянить, то их растаскивали, заводили руки за спину, а сильно буйных и вязали.
Интересны названия приемов: "взять да бросить", "подломить", "заломить", "за плеча сграбиться", "метнуть через грудь", "взять на косу бедру". А такие приемы как "поставить на головку", сбить противника "с кирпичей мост", да "в кучу скласть" свидетельствуют о том, что иногда схватки были довольно суровые и жестокие.
Другой основной вид борьбы назывался "не в схватку". В различных местностях России имелись свои названия такой борьбы: "в охотку," "по всякому","на вольную". Как видно из названий, в этой борьбе допускались любые захваты и за туловище и за одежду. Для победы надо было прижать противника спиной к земле, а иногда даже развести руки крестом.
Большое значение имел уговор, в котором определялись и правила схватки, и исход ее. По уговору могли бороться "на буйну голову",то есть, на жизнь или смерть. В одном из вариантов известной песни о Кострюке поется:
"Они билися-рубилися
Об своих буйных головушках".


Поединки "на буйну головушку" в основном имели место при разрешении принципиальных, часто судебных споров и фактически представляли собой рукопашный бой.
Другим видом уговора было бороться "на цветно платье", то есть, в схватке оборвать, сорвать одежду у противника, "на срам пустить, честным людям на посмеяние".
"Он и цветное платье с него сшиб, Пустил его косо-набосо, Пустил его в чем мать родила."


В тех же песнях о Кострюке про его схватки с братьями Калашниковыми поется:
"Кто кого сможет рвать-щипать, Того рвать-щипать, до нага обдирать."
По-видимому, отсюда и идет разновидность борьбы, называемая "на щипок".
Интересно отметить, что иногда победивший снимал порты, штаны у побежденного и забирал себе.
Известен был уговор бороться "за проклад" - просто так, ради развлечения, дабы ловкость да силушку показать.
Интересный вид борьбы изображен на лубочной картине XVII века. Борцы взялись одной рукой за ворот друг друга, а другая рука за спиной или свободна. Такой вид борьбы назывался "за вороток", "об одну ручку", "с носка". Образно эта борьба описана в романе Мамина-Сибиряка 'Три конца".
"Борьбу начинали по исстари заведенному обычаю "малыши", за ними выступали подростки, а взрослые уже подходили к концу. Лучшие борцы выходили "на круг" только в решающих схватках. По неписанным правилам "каждый боролся три раза". Боролись не "в охапку", а взявши друг друга за ворот чекменей правой рукой, левая шла в дело только в момент схватки.
Вся суть заключалась в том, чтобы ловко ударить противника ногой и сбить на землю. Это делалось мастерски, с проявлением огромной силы."
Как видно даже в одном из названий этой борьбы, основным приемом было "спустить с носка". В современной борьбе приемы такого рода называются подсечками. Коль скоро название "спустить с носка" часто встречается в былинах, песнях, сказаниях, можно сделать вывод, что этот прием был наиболее любимым и мастерски выполняемым даже в различных видах борьбы.


В новгородской и псковской землях такая борьба называлась "за рукавки". Захват делался за одежду (рукава) под локтями, либо одной рукой хватались за рукав, другой за вороток. Применялись, кроме основного приема "с носка", различные зацепы изнутри или снаружи - назывались словом "подножки" - и другие приемы.
Наиболее "молодой" вид русской народной борьбы - это борьба "на поясах" ("на кушаках", "за ремень"). Самое раннее ее изображение на картине И.Щедровского "Борцы" (1837 г.) Этот вид борьбы был очень широко представлен на ярмарках, в балаганах, а затем в цирке вплоть до двадцатых-тридца-тых годов нашего века.
По нашему мнению, борьба на поясах является разновидностью борьбы "в схватку", ее развитием. Захват в борьбе на поясах отличается от захвата в борьбе "в схватку" только тем, что руки захватывают пояс, а не цепляются. Захват за пояс или за ремень дает возможность проводить более резкие и мощные рывки и тяги, что в свою очередь расширяет объем различных приемов и действий.
В зависимости от уговора - делать подножки или нет, - существуют две разновидности этой борьбы. В цирковом варианте борьбы на поясах действия ногами запрещались.
Профессиональные борцы боролись в специальных поясах из крепкой кожи. К поясу крепко пришивались две ручки, за которые брались борцы, и два паховых ремня. Пропущенные под пахом и затянутые в пряжки, эти ремни держали пояс на талии, не давая ему сползать или крутиться. О правилах этой борьбы в книге Б.Чеснокова "Борьба на поясах" говорится: "Захват выбирают путем жребия, затем в каждой схватке поочередно. Опустивший руку признается побежденным. Дается 3 схватки по 5 минут с 1 мин. перерывом. Победителем признается тот, кто бросит другого на лопатки так, чтобы хотя на мгновенье коснулся ими земли, перекат считается поражением. Может быть ничья."
Подобное борцовское снаряжение в виде специального пояса и ремня на бедре существует и в на-. родной исландской борьбе "глима". Борьба на кушаках распространена также и среди тюркских народов.

 

Владимир Петухов.Журнал "Русский стиль. Боевые искусства. 1' 93 "

 

 

 
 

 

Hosted by uCoz