"РУССКАЯ СИЛА"

 

Система физического и духовного воспитания, боевое искусство русского народа имеют общеарийские корни и формировались под влиянием его климатических, экономических и геополитических условий. Определяющим является генотип нации. Генетическая предрасположенность народа определяет его место в истории, его вклад в развитие человечества. Тот народ, который забывает об этом, быстро сходит с исторической арены.
У русского народа всегда существовало стремление к физической силе, духовному совершенству. Русские крестьяне и крестьянки отличались большой физической силой. Почетом и уважением односельчан пользовались сильные, удалые люди; рыхлым, слабым крестьянам никогда не приходилось рассчитывать на уважение "мира". Весь уклад жизни, мировоззрение русского народа создали систему физического воспитания, оптимальную для нашего антропологического типа и климатических условий. Все дети участвовали в играх, которые давали хорошую физическую подготовку, развивали мышление. Игр было множество: бабки, чиж (клеп), городки, лапта, катание на санях и ледянках и другие. Были игры, характерные только для данной местности. Ну а какой мальчик не хотел быстрее сесть на коня и лихо промчаться на нем?! Замечательная игра лапта развивала ловкость, реакцию, силу, глазомер, чувство коллективизма. В XIX веке русские переселенцы принесли в Соединенные Штаты Америки лапту; она стала основой бейсбола - игры, завоевавшей мир. Со свойственным им прагматизмом американцы быстро поставили игру на коммерческую основу. Парадокс, но русская лапта возвращается к нам в виде бейсбола.
Любимой молодецкой забавой была борьба. Русская борьба жесткая, атлетичная. Для нее характерны: в основном короткая дистанция, жесткие косые удары, подсечки, подножки, захваты ног, броски через грудь, различные удержания. Различались два вида схваток, когда поединок начинался борьбой за захват (как в современном самбо) и каждый борец стремился взять свой захват, и, когда борцы брали установленный правилами захват, самый распространенный из которых "крест на крест". Время схватки не регламентировалось - боролись до победы. Победой считались, как правило, бросок противника и проведение удержания, лишающего его возможности сопротивляться. По договоренности могло быть другое определение победы.
С раннего возраста мальчики постигали искусство борьбы от старших, а также обменивались опытом со своими товарищами. Хорошо владеющие искусством борьбы мальчики пользовались уважением не только сверстников, но и старших.
Понятия "стиль" не существовало. Если бы у наших предков спросили, какого стиля они придерживаются, они бы очень удивились. В каждой российской губернии существовала своя манера борьбы, свои излюбленные приемы. Так, любимым приемом московских борцов была подсечка. Отсюда и известное выражение "Москва бьет с носка". Манера борьбы, активный арсенал приемов в каждой местности огромной России отличались существенно, но понятие "стиль" включает в себя совсем другое. Это определение пришло к нам от народов Юго-Восточной Азии и определяет их образ мышления.
Великолепной школой боевой подготовки был русский кулачный бой. Кулачный бой был настолько популярен, что даже российские государи издавали указы, регламентирующие кулачные бои. Существовало три вида кулачных боев:

1. "Стенка на стенку". В этом случае бои проводились между деревнями, селами, улицами. В каждой "стенке" были свои организаторы, бойцы защиты и атаки, а также выбивающие наиболее сильных и организаторов противника. Очень многое зависело от организатора - командира "стенки". Его умение предвидеть ход боя, вовремя выбить сильнейших у противника, вовремя сконцентрировать силы в нужном месте и ввести их в дело зачастую оказывались решающими, даже если данная "стенка" не имела таких сильных, как у противника, бойцов. Бывало, что с приходом нового организатора систематически проигрывающая команда начинала побеждать (есть очень хороший рассказ об этом у писателя П.П.Бажова "Широкое плечо"). Для каждой "стенки" намечалась черта, отступление за которую было поражением.


2. Бой "один на один". При этом бое соперники имели право уходить от ударов, защищаться.


3. Редко встречающийся поединок "на удар". На этот поединок выходили наиболее сильные, чувствующие свою силу бойцы. Соперники по очереди обменивались ударами; уходить, препятствовать удару запрещалось. Очередность удара определялась жребием. Существовала техника принятия удара, так, чтобы он не ломал кости и не рвал мышцы. Нужно было в момент принятия удара (не раньше, иначе это было бы нарушением правил) уклоняться по направлению удара или прокрутиться под ним. Бывали случаи гибели бойцов в поединках "на удар". Народная мораль не осуждала победителя: он добывал победу в честном бою.


Далеко не у каждого хватало отваги на подобный поединок. Такой бой описан у М.Ю.Лермонтова в "Песне про купца Калашникова". Особенно хорошо показана тактика, техника боя "на удар" в повести художника Петрова-Водкина "Хлыновск" (Глава II "По линии отца"). Хорошие кулачные бойцы пользовались большим уважением. История сохранила для нас имена некоторых выдающихся кулачных бойцов и мест боев. Так, в екатерининское время в Москве славился половой из трактира Герасим, родом ярославец. Его отыскала княгиня Е.Р.Дашкова и рекомендовала графу Орлову-Чесменскому. Все братья Орловы были большими охотниками до кулачных боев и других атлетических занятий. Особенно отличались в этом Алексей и Григорий. По всей России искали они себе достойных соперников. В те времена дворянское сословие всегда участвовало в кулачных боях. В Москве знаменитые кулачные бои происходили зимой на льду под Каменным и Троицким мостами, речка Неглинная специально для этого запружалась. Сведения об этом мы можем найти в книге М.И.Пыляева "Старая Москва".

Если мы проанализируем древние источники, в частности, "Застольные беседы" Плутарха, книгу вторую, вопрос IV "Древнейшее из гимнастических состязаний борьба" и вопрос V "Почему Гомер изо всех видов гимнастических состязаний на первое место ставит кулачный бой, далее борьбу и, наконец, бег", мы увидим, что русский кулачный бой, как и борьба, имеют арийское происхождение.
Подготовка к кулачному бою начиналась задолго до него. Наиболее сильные, известные кулачные бойцы смотрели на бой как на свою почетную обязанность. За неделю-две начиналось конкретное тактическое планирование предстоящего боя. Одновременно шел процесс согласования правил, условий с противоборствующей стороной. Основными в кулачном бою были общепринятые правила:
- ничего не иметь в руке или рукавице;
- не бить лежачего;
- не делать бросков, захватов, ударов ногами;
- бить до "первой крови", когда тот, у кого появилась кровь, выбывает из схватки.

Наиболее распространенным нарушением быпа "закладка" - кусок металла, чаще всего свинца, вложенный в руку или рукавицу. Броски, захваты, удары лежачего или "пустившего кровь" противника хорошо заметны. "Закладку", особенно, если бой проводился в зимние сумерки, увидеть нелегко. Кроме того, удар металлом сразу рассекает лицо - противник выбывает, потому что у него появилась "первая кровь". Остальные правила - черта, до которой можно отступать, количество бойцов, одежда и другие - обговаривались. Вступая в единоборство, кулачные бойцы обычно предварительно обнимались и троекратно целовались.


Желающих нарушить правила бывало немного. Нарушение считалось позором не только для самого нарушителя, но и для "стенки", деревни, улицы. За нарушение правил могли сурово наказать саои, либо отдать на суд разъяренных зрителей. Таким образом, нарушитель рисковал еще и своими ребрами.


На рубеже XIX-XX веков в Европу и Россию начинают проникать сведения о восточных боевых искусствах. В основном это отрывочные, зачастую недостоверные материалы. Возможности проверить их практически не было, но интерес к ним был огромный. Наряду с другими факторами, поиск систем боевой подготовки "где-то" способствовал деградации системы физического воспитания. Каждое боевое искусство это не только техника, но и волевая, тактическая подготовка, система этических ценностей, определенной психологической подготовки. Если выпадает что-либо из указанных составляющих, разрушается вся система.
Бурные процессы капитализации страны. развитие техники привели к появлению рабочего класса, в массе своей склонного к собственной денационализации. Широкое развитие получают средства массовой информации, не имеющие по своей природе национального характера. Народная система физической подготовки начинает забываться, а сама подготовка начинает сводиться лишь к технике, биомеханике.
Вторая волна интереса к восточным боевым искусствам началась у нас в 60-е годы. Это связано с выходом в лидирующие страны мира таких государств как Япония, а затем, в 70-80-е Китая и Корейской Республики (у нас ее принято называть Южной Кореей). По своей природе народы этих стран великолепные мастера рекламы; они умело используют тягу людей к мапоизвестному, экзотике.
Разумеется, все виды спорта, боевой подготовки имеют полное право на существование. Заимствования в любой сфере человеческой деятельности необходимы и неизбежны. Но когда мы внедряем другие системы, забывая о своих, превосходящих заимствованные; когда мы знаем историю других стран и народов лучше, чем свою - это потеря национального самосознания и начало распада нации. Когда народы утрачивают свою систему воспитания, боевой подготовки, забывают собственную историю - они начинают вырождаться. Конечно, зачастую, конкретный человек того или иного народа не задумывается о том, что он вписывается в четкую систему физической, боевой подготовки, духовного и эстетического воспитания нации.
Последовавшая после 1917 года дискредитация всего русского привела к тому, что мы начали забывать или представлять искаженно свою историю, традиции. Так, например, кулачные бои большинство людей представляет как пьяные драки. В итоге мы вынуждены собирать, восстанавливать наше прошлое по крупицам, с огромным трудом.
До XVIl века в России практиковались судебные поединки. В них наиболее отчетливо проявилось слияние воедино боевых, нравственных традиций, моральных устоев. Судебные поединки имеют общеарийские корни. Их не надо путать с дуэлями. До Петра I дуэлей в России не было. По своему характеру это явление так и осталось чуждым русскому народу. В судебных поединках слилось воедино воинское и нравственное воспитание человека (впрочем, это всегда неразрывно связано между собой).
При судебном поединке считалось, что неправый никогда не может победить; следовательно, выигравший поединок, выигрывает дело. Характерно описание судебного поединка в романе А.К.Толстого "Князь Серебряный": "...Нельзя было думать, чтобы престарелый устоял против молодого и сильного Вяземского... Но Морозов поклонился царю и сказал спокойным голосом:
- Государь, пусть будет по-твоему! Я стар и хвор, давно не надевал служилой брони, но в божьем суде не сила берет, а правое дело! Уповаю на помощь Господа, что не оставит он меня в правом деле моем, покажет пред твоею милостью и перед всеми людьми неправду врага моего!"
Конечно, художественное произведение - не исторический источник, но в данном случае писатель очень верно показал психологию русского человека того времени. Это не наивность наших предков. Правое дело действительно давало победу. Вяземский не смог вести поединок.
Оружие, место судебного поединка определялись заранее. В случае если один из противников не мог проводить поединок по уважительной причине (старость, болезнь, ранение), он имел право выставить за себя воина. Условия проведения замены обговаривались до поединка. Замена в ходе боя не допускалась.
Через века и тысячелетия наш народ, все его три ветви - великорусская, малорусская и белорусская - пронесли огромную духовную и физическую силу. Русский народ создал великую Державу. Россия боролась за сферы влияния, новые земли, но русский воин никогда не был поработителем других народов. Было создано великое многонациональное государство. Высокую подготовку русских солдат, их умение владеть холодным и огнестрельным оружием отмечали как союзники, так и противники России.

 

Владимир Логачев. Журнал "Русский стиль. Боевые искусства. 1' 93 "

 

 

 
 

 

Hosted by uCoz