ЗРЕНИЕ

 

… В боевых искусствах взгляд является одним из показателей мастерства. Во взгляде непосредственно отражается то или иное состояние сознания. Взгляд новичка обычно приковывается к рукам, ногам или глазам противника, выдавая неуверенность, растерянность и т. п. Не случайно воины и профессиональные шпионы древности учились по взгляду противника определять степень его готовности и намерения, а также использовать глаза (приемы гипноза), чтобы лишить противника способности к серьезному сопротивлению. Это и понятно, так как взгляд (как и дыхание) неразрывно связан с состоянием сознания и контролем над ним.


Знаменитый средневековый японский мастер фехтования на самурайских мечах Миямото Мусаси, обобщая опыт древних мастеров, советовал смотреть в лицо противника, сузив глаза более обычного и добиваться спокойного взгляда. Глазные яблоки при этом не должны двигаться. Мусаси так сформулировал главное правило: "Воин должен всегда видеть далекие вещи как если бы они были рядом, а близкие как бы в отдалении". В любом единоборстве рекомендуется смотреть насколько возможно вдаль, чтобы воспринимать противника в целом, не отвлекаясь на детали. Для этого, держа глаза полузакрытыми, следует смотреть в глаза противника, но как бы не видеть их. Уже сам такой взгляд, "пересекающий" противника, может вывести неподготовленного человека из равновесия. Для психологического воздействия на противника старые мастера учились придавать взгляду экспрессию. В одних случаях оружием становился холодный блеск в глазах, резкий пронизывающий взгляд, вызывающий у противника тревогу и беспокойство. В других случаях чувство неудобства и небезопасности у противника мог, напротив, вызвать спокойный взгляд, как бы проникающий в глубины души.


Способности использовать глаза воины в прошлом уделяли большое внимание. С этой целью выполнялись физические упражнения - ежедневная гимнастика для глаз. Одно из простейших упражнений: не двигая лицом, водить глазами как можно дальше вверх, вниз, вправо, влево и по кругу в одну и другую сторону. Это упражнение можно делать с разной скоростью (вначале разумеется, медленно), с открытыми и закрытыми глазами. Если глазные мышцы устанут, нужно несолько раз крепко зажмуриться и быстро поморгать.


Можно также, закрыв глаза, наложить на них основания ладоней и сделать несколько мягких вращательных надавливаний. При пробуждении ото сна, чтобы увеличить визуальную ясность, также рекомендуется массаж (протирание) глаз. Но следует учитывать, что, как и во всех других случаях, физические упражнения в системе боевой подготовки сочетались с психотренингом. Методы дзэнского сосредоточения проникали и в такую специальную область, как формирование правильного взгляда. Старые мастера ежедневно подолгу могли смотреть на лист или ветку дерева в саду, учились наблюдать мельчайшие объекты и замечать малейшие изменения в их форме и движении.


Другая сторона, связанная с эффективным использованием глаз и формированием правильного взгляда, "пересекающего" противника, имеет отношение к увеличению общего обзора, столь важному для ведения боевых действий. Известно, что через периферийное зрение проходит большая часть информации. Не случайно развитию периферийного зрения старые мастера боевых искусств придавали столь важное значение. Овладение "пересекающим" взглядом важно не только в ситуации единоборства, ведь воины должны были действовать в окружении нескольких противников, быть готовыми к отражению нападения в темноте из любого направления и т. д.


Одно из простейших специальных упражнений на формирование "пересекающего" взгляда и развитие периферийного зрения состоит в следующем. Надо устремить спокойный взгляд вдаль и, не фиксируя его ни на чем и не обращая взор в стороны, медленно поднять руки вперед. Делая пальцами, кистями любые движения и постепенно разводя руки в стороны и далее чуть за спину, надо стараться воспринимать характер этих движений, их конфигурацию и т. п. Вначале Движения более простые и заметные, затем более сложные и неприметные. Чем дальше от центра на периферию будут перемещаться руки, тем более смутно будут восприниматься эти движения. Так и должно быть, если не поддаться искушению перевести взгляд прямо на то, что движется сбоку или чуть сзади. Главное здесь - выработать способность улавливать на периферии взгляда любые малейшие движения и сразу оценивать их характер. Данному принципу тренировки можно следовать также в работе с партнером или двумя партнерами, которые манипулируют руками, рисуя в воздухе геометрические и иные фигуры, цифры, буквы, сжимают или разжимают кулаки, берут в руки различные предметы и т. д. Они могут задавать контрольные вопросы относительно движущихся объектов, их конфигурации, направления движения и т. п. При достаточной изобретательности можно включить в тренировку упражнения не только на боковое зрение, но и на освоение вертикальной и диагональной осей периферии, то есть на выработку способности воспринимать то, что происходит внизу и вверху от оси "пересекающего" взгляда во всех угловых зонах. Аналогичные упражнения можно выполнять и в других позициях, например, повернув голову вправо или влево, устремляя "пересекающий" взгляд в соответствующем направлении в положении лежа на спине и т. п.


Казалось бы, столь специальные упражнения на развитие правильного взгляда и периферийного зрения в наибольшей степени отвечают потребностям боевой подготовки. Это действительно так, но соответствующие навыки могут быть широко использованы в разных видах спорта. Не говоря уже о единоборствах, где Дистанция позволяет использовать "пересекающий" взгляд (фехтование, бокс и др.), описанные методы тренировки могут применяться в подготовке спортсменов, занимающихся командными видами спорта (футбол, регби, баскетбол и др.), где особенно важна ориентировка в пространстве. Нетрудно предположить, что человек, имеющий развитое периферийное зрение, быстрее среагирует на неожиданную опасность, например, успеет отпрянуть от вывернувшего из-за поворота автомобиля, вовремя уклониться от летящего сбоку или падающего сверху предмета и т. д. Иными словами, и в данном конкретном случае подтверждается более общее положение - специальные методы тренировки и упражнения, разработанные на базе боевых искусств Востока, могут иметь широкий спектр применения как в спорте, так и в повседневной жизни. …

 

"Диалог о боевых искусствах востока" В. Фомин, И. Линдер

 

 

 
 

 

Hosted by uCoz